Понедельник, 29.04.2024, 06:20
Приветствую Вас, Гость

Методическая копилка


Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками

в процессе  совместной деятельности

Нами, воспитателями, должны руководить

чуткость, отзывчивость, доброта души,

 любовь, нежность, непосредственность,

постоянная готовность прийти на помощь,

 чувство сопереживания.

Ш.А. Амонашвили.

Дошкольное детство - очень важный период в становлении личности ребёнка. Совершенствование процесса нравственного воспитания детей- важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нём занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе.

Гуманные отношения, открывая ряд общечеловеческих ценностей, являют собой ту основу, без которой невозможно нравственное развитие человека. Среди всего спектра положительных нравственных отношений к гуманным мы относим доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость. Дети избирательны в проявлении гуманности. В поведении одних чаще присутствуют доброжелательность, других -отзывчивость, третьим присуща заботливость, четвёртым -справедливость. И основная задача  педагогической работы с детьми- это  развитие и усиление имеющихся этих положительных  черт. Это обогатит и другие гуманные проявления, сделает процесс воспитания естественным, интересным для детей, а значит, и более успешным. Согласно ФГОС ДОУ одним из направлений развития ребёнка является  усвоение им норм  и ценностей,  принятых  в  обществе,  включая  моральные  и нравственные; развитие общения  и  взаимодействия  ребёнка  со взрослыми и сверстниками;  становление  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,  эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания,    формирование готовности  к  совместной  деятельности  со  сверстниками,   формирование уважительного отношения и чувства  принадлежности  к  своей  семье  и  к сообществу детей.

В течение 10 лет я работаю в муниципальном детском образовательном учреждении «Детский сад 207». Каждый год в детский сад приходят разные дети: спокойные, замкнутые, сообразительные, агрессивные. С первых дней пребывания в детском саду ребёнок находится среди сверстников. Как показали мои наблюдения, некоторые из них начинают чувствовать дискомфорт. Они нуждаются в эмоциональной поддержке, в признании, во внимании к себе, в потребности во впечатлениях, в активной деятельности и достижения успеха в ней, во взаимодействии со сверстниками. Чтобы дети смогли  преодолеть ситуации собственного дискомфорта: сдерживать слёзы огорчения, приводить себя в порядок, справляться с оплошностью, обращаться за помощью к сверстникам, к воспитателю- нужно создать для них обстановку эмоционального комфорта. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи. Эти качества пригодятся ему в дальнейшей жизни. В обстановке дружеского расположения они будут чувствовать  себя гораздо увереннее, спокойнее. Установившиеся дружеские связи со сверстниками привлекут  ребёнка к детскому саду, а создавшийся положительный  эмоциональный климат будет способствовать тому, что положение каждого из воспитанников в группе станет  благоприятным. Но все эти качества не придут к ребёнку сами собой. Их надо воспитывать.

Изучению взаимоотношений в группе детского сада посвящены исследования Я. Л. Коломенского,  А.В. Артемовой и др., а также ряд исследований, выполненных под руководством А.В. Петровского. Т.А. Маркова, В.Н. Залогина уделяли большое внимание вопросам формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.  А.А. Анциферова, Л.И. Дурандина и др. изучали вопросы, касающиеся формирования у детей гуманного отношения. Надо любить ребёнка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека.  К пониманию смысла добра, совести ребёнок приходит через постижение элементарных норм нравственности. И в этом ему должен помочь педагог.

Поэтому формирование гуманных межличностных отношений между детьми стали главной целью в моей работе. Для предстоящей работы  я составила перспективный план на младший, средний и старший дошкольный возраст, куда включила:

- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, народные игры;

- непосредственно образовательная деятельность;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

- беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

- организация выставок детского творчества;

- метод проектов и др.

Перед собой я поставила задачу помочь детям стать добрее, великодушнее, смелее, общительнее. Из-за недостаточного опыта  совместной жизни среди сверстников, неловких движений дети младшего дошкольного возраста нередко причиняют друг другу неприятности. Они могут столкнуться, обидеть сверстника, взять игрушку, с которой  он играет, нечаянно разрушить постройку, своими действиями вызвать недовольство, причинить боль. Это ведёт к ссорам, встаёт тормозом на пути формирования положительных взаимоотношений. Дети ещё не могут проникнуть в эмоциональное состояние сверстника, испытывать те же чувства, что и он, находясь в состоянии дискомфорта, но они обращают внимание на эту ситуацию, что делает возможным воспитывать у них отзывчивость. Для формирования у них практических умений в проявлении отзывчивости я с детьми провожу  разыгрывание ситуаций-инсценировок («театр игрушек»). Например: кукла идёт по дорожке, падает, её больно, она плачет (физическое неблагополучие); кукла старается построить из кубиков дом, но у неё ничего не получается(неудача). При обучении детей действиям, направленным на проявление отзывчивости,  выделяю три шага: обращение внимания на ситуацию, затем на эмоциональное состояние ребёнка и разъяснение конкретных способов проявления отзывчивости. В повседневной жизни в процессе общения у детей закрепляется умение находить выход из возникших ситуаций. Здесь помогают напоминание, как действовать, как использовать знакомые способы, чтобы выйти из затруднительного положения, вопрос, совет, просьба. У ребёнка возникает эмоциональный подъём от того, что он может разрешить ситуацию. Исчезают обида, испуг, огорчение. Использую так же показ картинок с набором сюжетов, хорошо знакомых малышам по собственному опыту. Например: «Мама ушла»-эмоциональное неблагополучие; «Упал в лужу»-огорчение; «Оставил друга»-обида и т.д. Дети активно реагируют на показ картинки. В ответах детей выявляются и закрепляются знания о способах выражения отзывчивости к сверстнику. Таким образом, в группе устанавливается доброжелательная атмосфера.

Опыт взаимодействия детей среднего дошкольного возраста со сверстниками значительно расширяется. Совершенствуется игровая, продуктивная деятельность. Они способны проявлять сопереживание, сочувствие. Для формирования представлений о том, как поступать, проявляя гуманное отношение   к сверстнику,  использую рассматривание картинок, отражающих разнообразные ситуации из жизни самих детей, в которых ребёнок испытывает неблагополучие (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду), и реакцию окружающих сверстников на его состояние. Читаю художественные произведения, в которых описывается какая-либо типичная ситуация с последующим обсуждением описанных в них поступков персонажей. Провожу игры- упражнения, построенные на эпизодах-рассказах из жизни дошкольников. Но здесь уже не использую  иллюстрации, подсказывающие детям, как бы следовало поступить. Стараюсь активизировать их собственный опыт переживаний в подобных ситуациях.

В совместной деятельности между детьми иногда возникают ссоры, споры. Например, ребёнок случайно ломает постройку других детей, нечаянно упав на него. Дети не выясняя причину его падения возмущаются и обвиняют его. Назревает ссора. В таких ситуациях стараюсь вместе с детьми выяснить причину ссоры, найти пути выхода из спорных ситуаций, проявляя терпимость к  причинённым обидам. Это приводит к формированию у детей умения удержаться от упрёков, быть снисходительными.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей всё чаще принимает коллективный характер. Но этот коллектив нередко распадается потому, что у них нет умения прийти к общему согласию, поддерживать предложение сверстника. Например: дети втроём лепят корзину с ягодами и  не могут прийти к согласию: кто будет лепить корзину, кто ягоды, порой проявляя даже грубость друг к другу. В таких  случаях планируя организацию продуктивной самостоятельной деятельности, объединяя детей вокруг общих заданий мы вместе решаем каким образом выходить из затруднений, как поддерживать предложения партнёров или убеждать их в справедливости своего решения, учитывать пожелания, мнения и интересы партнёров. Кроме того, провожу специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: давали задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два карандаша на двоих; или на занятии по аппликации одни ножницы, одна кисть на двоих. Для  воспитания у детей норм поведения, отражающих доброжелательное отношение к сверстникам, включаюсь в их совместную деятельность, занимая роль партнёра. Наравне с детьми участвую в выполнении задания: так же, как и дети, обсуждаю вопросы выбора темы, распределения работы, а в процессе деятельности обращаю внимание на качество действий партнёров. Такая позиция позволяет мне демонстрировать свою активность, отношение к порученному делу, обращаться к участникам по разным поводам, используя корректные формы замечаний, своего несогласия, т.е.фактически я служу примером для подражания, и все нормы и правила, регулирующие взаимоотношения между детьми, преподносятся не извне, «сверху», а по ходу совместной деятельности. Так же мы  читаем  художественные произведения, проводим этические беседы, рассматриваем сюжетные картинки, совместно обсуждаем смыслы пословиц. Например, « Помогай другу везде, не оставляй его в беде», «Нет друга- ищи, а нашёл –береги» и т.д.  Проводим разнообразные игры- сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры-инсценировки, игры-драматизации. Они ценны как своей содержательной стороной, так и приобретением в них дополнительного опыта отношений со сверстниками. Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок переживает вместе с ними, проникается их чувствами и целями, а это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности, гуманности.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Использование в своей педагогической работе метода проектирования, позволило мне создать вместе с детьми ряд проектов: «Творите добрые дела», «Утро радостных встреч», «Добрые ладошки», где дети старших групп помогали младшим: одевали их на прогулку, помогали прибираться в группе и т.д., показывали малышам театрализованные сказки, дарили игрушки, книжки; готовили открытки для пожилых в дом ветеранов на Новый год.  Каждый год проводим такие акции, как «Помоги зимующим птицам», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан», «Наш дом-Земля», «Зелёный кошелёк», «День книги» и т.д. В группе создала «Копилку добрых дел», куда дети собирают кружочки с хорошими поступками и в конце дня их подсчитывают. Провожу  различные мероприятия, такие как- «Путешествие в страну добра и вежливости», «Дружба начинается с улыбки»  и т.д., тем самым воспитывая в них отзывчивость, доброжелательность, уважительное отношение к сверстникам и взрослым. В группе устанавливается положительная эмоциональная обстановка, что оказывает благоприятное влияние и на весь процесс нравственного воспитания детей.

Провожу насыщенную  работу и с родителями. Согласно закону «Об образовании» ст. 18,родители являются первыми педагогами своих детей. Однако существует немало семей, где взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания. Встречаются родители, которые твёрдо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми. Кое-кто воспитывает у ребёнка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. Иногда такая мораль с течением времени оборачивается против самих родителей. Поэтому я поставила перед собой задачу- достичь единства в воспитательных воздействиях на детей, помочь родителям учить ребёнка проявлять отзывчивость, сочувствие, гуманное отношение к окружающим. Для этого провожу с ними беседы, индивидуальные и групповые консультации, дискуссии, совместные мероприятия, праздники. В группе создала книгу «Спрашивай -отвечаем»,ежемесячно выпускаю газету с рубриками «Советы специалиста», «Это интересно знать». Проводятся  совместные акции «Уютный участок своими руками», «Цветочная фантазия». Ежегодно проводится «Неделя сказок», где родители показывают театральное представление для детей. Проводим совместные мероприятия, такие как: «Хорошо рядом с мамой»,  «Наши любимые», и т.д. Современные родители очень образованны и имеют доступ к различной педагогической литературе, всемирной сети интернет. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет мне осуществлять обратную связь в общении с родителями через страницу сайта детского сада, что делает возможность родителям в любое время узнать об успехах своего ребёнка в образовательной деятельности, знакомит с интересными фрагментами из жизни детского сада и группы. Только в результате совместной воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение добрых, чутких и отзывчивых детей, умеющих выстраивать конструктивные отношения с окружающими их людьми.

Таким образом, умелое использование разнообразных форм совместной деятельности по формированию доброжелательных отношений между сверстниками дали положительные результаты. Дети стали дружными, добрыми, снизилась агрессивность, научились самостоятельно разрешать конфликты. Они стали проявлять собственную инициативу по отношению к малышам: рисуют для них рисунки, делают поделки. Я думаю, что мои воспитанники смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.